dmitgu (dmitgu) wrote,
dmitgu
dmitgu

Category:

Лунный двигатель 1960-х России - снова в авангарде отрасли

Третью запись про транспорт за 2 дня в свой ЖЖ перетаскиваю. А что - Россия миникосмос, реальный Космос - наше будущее. А там транспорт - главная отрасль, пожалуй. Короче, сегодня взорвалась амерская раакета, первая ступень - наш двинатель из лунной программы конструктора Николая Кузнецова, правда модифицированный  (видимо, неудачно). Так вот этот похороненный коммуняками двигатель имеет характеристики, превосходящие современные. О его истории и возможностях.

З.Ы. Кстати, по мне так нет пока доказательств полета амеров к Луне. Похоже, коммуняки прогнулись и вылизали амерам жопу, поддержав их сказки.

Оригинал взят у masterok в Взлеты и падения
источник
...
Кстати, про упавший "Антарес", предвосхищая реплики в комментарии:

"...На первой ступени установлены два кислород-керосиновых ракетных двигателя AJ-26 — разработанная компанией "Аэроджет" и лицензированная в США модификация двигателя НК-33 для использования на американских ракетах-носителях (в том числе в "Антаресе"), создаваемая путём снятия некоторой оснастки с оригинальных НК-33 (из числа 37 экземпляров, приобретённых у СНТК им. Н. Д. Кузнецова), добавления американской электроники, адаптации двигателя к производимому в США топливу, а также оснащения карданным шарниром для управления вектором тяги.

Н-1 – «Царь-ракета»

Немного истории:

Двигатель НК-33 был сделан для ракеты Н-1 – «Царь-ракеты», как называли ее на Байконуре. Она должна была доставить первого советского космонавта на Луну еще в конце 60-х. Четырежды стартовала «Царь-ракета» с космодрома. Четырежды на орбиту выйти не смогла.
К тому времени на Луне побывали американцы, умер Сергей Павлович Королев, а Политбюро ЦК КПСС приняло решение опередить американцев на Марсе, лунную программу закрыть, все двигатели НК-33 уничтожить.

Создатель двигателей академик Кузнецов их не уничтожил, а спрятал. НК-33 прятали и от западных разведок, и от родного Политбюро. Но, казалось бы, где можно спрятать несколько десятков гигантских ракетных двигателей?

Гениальный конструктор и в этом вопросе проявил оригинальность. Двигатели спрятали в месте, откуда видно всю Самару и которое у всей Самары на виду. Тем не менее, заводская вертолетная площадка 30 лет скрывала тайну академика.

Пойдя против воли Политбюро, Кузнецов рисковал и должностью генерального конструктора, и званием академика, и двумя звездами Героя соцтруда.


«Благодаря тому, что у него был колоссальный авторитет в области, колоссальный авторитет в отрасли — это помогло ему такой шаг совершить, — говорит Валерий Данильченко, главный конструктор Самарского научно-техническго комплекса им. Н.Д.Кузнецова. — Он не побоялся заявить высочайшему чину в Политбюро, он сказал — «Кроме власти, вам нужно иметь и голову».

НК-33 — первый космический двигатель для авиационного конструктора Николая Кузнецова. Впервые в мире в своем самарском бюро он создал двигатель закрытого цикла. Высочайшая эффективность закрытых систем привлекала многих. Но ни один ученый в мире не знал, как заставить работать турбину в среде горячего кислорода. Конструкторы бюро Кузнецова эту задачу решили первыми.

«В турбонасосном агрегате были встроены предварительные насосы. Это сделало двигатель компактный, с меньшим числом трубопроводов, — поясняет Валерий Данильченко. — Двигатель до сих пор остается непревзойденным по соотношению массы и тяги двигателя».

Безымянка — рабочая окраина Самары. Именно она стала космическим кулаком страны. Все местные заводы работали на полеты к звездам. В середине 60-х инженеры и рабочие знали: это они стали первыми на околоземной орбите. Теперь надо было стать первыми на Луне.


«Первое время по освоению двигателей работали, можно сказать, круглые сутки. Я, например, бывало, по 5-6 дней не выходил с завода, — вспоминает Леонид Фирман, помощник генерального директора ОАО «Моторостроитель».

- На стапелях стелили брезент, спали по 2-3 часа, а потом слесаря опять начинали работу».


Рискованное решение Кузнецова в наши дни выглядит гениально-прозорливым маркетинговым ходом. Спустя четверть века спрятанные двигатели показали миру. Они произвели фурор. Специалисты американского агентства «Аэроспейс» назвали их лучшими в мире и захотели приобрести всю партию. Сейчас за НК-33 борются американцы и французы. В Самаре же надеются, что двигатели потребуются на родине — для программы «Космический старт». И тогда слова Николая Кузнецова, произнесенные еще на первых испытаниях, — «будет жить» — станут пророческими.


В начале 2013 года самарское научно-производственное объединение «Кузнецов» начало год с успешного испытания космического двигателя НК-33А. Это очередное приёмо-сдаточное испытание мотора, который предназначен для лётно-конструкторских работ в рамках проекта создания ракеты-носителя «Союз-2-1 Б». На испытательном стенде агрегат отработал заданное время и подтвердил, что является одним из лучших двигателей по степени надёжности, экономичности и удельной массе. Сейчас мотор отправлен в сборочный цех завода, откуда его передадут заказчику – «ЦСКБ-Прогрессу».


Опционный договор о поставке до 2020 г. 50 двигателей заключен с американской корпорацией «Орбитал сайенсиз» (Orbital Sciences), выпускающей спутники и ракеты-носители, и компанией «Аэроджет» (Аerojet), являющейся одним из крупнейших в США производителем ракетных двигателей.

Двигатель НК-33 прост в эксплуатации и техническом обслуживании, но вместе с тем обладает улучшенными характеристиками и надежностью. При этом его стоимость в 2 раза ниже стоимости существующих двигателей того же класса по тяге.


Простота конструкции и уникальный технологический подход устраняют необходимость в применении экзотических материалов, покрытий и сложных производственных процессов.

НК-33 является самым надежным двигателем, работающем на кислороде и керосине, и демонстрирует максимальное отношение тяги к массе.


ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

стартовая масса                                  360 т

компоненты топлива:                         окислитель     жидкий кислород

горючее          керосин

тяга:                                                          у Земли           154 Тс

в пустоте         171,475 Тс

общий ресурс                                       365 с

удельный импульс тяги:                    у Земли            297,23 с

в пустоте          331 с

расчетный суммарный расход компонентов топлива через двигатель в т. ч. :

горючего         147 кг/с

окислителя    376 кг/с

масса двигателя:                                 сухого               1240 кг

залитого         1393 кг

габариты двигателя:                           высота             705 мм

диаметр среза сопла      1490,5 мм



источники


Публикация Андрея Волкова на сайте www.vesti.ru

Источник: ITAR-TASS


http://www.interfax.ru/world/404459


Напомню вам еще несколько интересных тем про космос: вот Космические лошадки или например ЦАРЬ-РАКЕТА. Вспомним еще советские звездные войны глазами АМЕРИКАНЦЕВ

Tags: ЖЖвЖЖ _обычное_, Космос, Россия, Технические новинки и интересные решения, Транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments