В эхпоху технологического рывка есть умственная пища – наблюдение за процессом внедрения технологий и тем, как внедрение одних технологий порождает возможности для появления других. Вот – умственный бонус. Кончается он – кончается интерес, разум не получает своей пищи, а денег в компенсацию этого голода никто выделять не стремится. И всё переходит к деградации.
На смену яйцеголовым энтузиастам приходит аристократия и бюрократия, которая «строит» обнаглевшее быдло, возомнившее себя «солью земли» в эпоху технологического рывка. И бюрократия забирает свое «с мясом» – если надо – принуждая народ отдавать необходимую часть благ для тех, кто поддерживает технологический уровень. Держать быдло в стойле в после-буржуйский период – тяжелая задача. Если на это накладывается внешняя агрессия варваров, то наступает «падение Рима». Потому что быдло – включая его богатую часть (буржуинов) – с легкостью предает свою аристократию. В своей тупизне быдло мнит, что «всё и так работает», а бабки государство гребет чисто из шкурного интереса.
И вот тогда наступает падение в говно. Взявшие власть варвары (их элита) вырезает нах не только преданную быдлом цивилизованную аристократию, но и всю верхушку быдляка (сраных олигархов) и опускает рядовое быдло глубоко в жопу. Технологии разваливаются, народ дохнет и это всё затягивается на долгие, долгие века.
Таким образом, мы видим, почему после эпохи технологического рывка обязательно происходит технологический откат: он происходит потому, что эпоха технологического рывка несет в себе процесс обучения внутри самой развивающейся реальности. Вся история – от арифмометров до суперкомпов (простой пример) – ещё перед глазами, непротиворечивые факты реальности схвачены умственными экстравертами и это бесплатное – и запечатление, и развитие – дает колоссальную экономию средств на подготовке кадров.
Но – рывок кончается, перед глазами остаются лишь его результаты. И обучение следующих поколений превращается в задачу построения искусственной среды и дело уже – интравертов, способных понимать, и как должно быть ,и способных строить всю тупорылую мразоту, которая этого не понимает, и НЕ хочет за это платить добровольно. Часть этой мразоты должна сдохнуть – потому что кормить всю её – даже с новыми технологиями – невозможно. Ведь на элиту требуется гораздо больше – с учётом возникших задач на «искусственное» обучение, а лишние рты народной мразоты – нах не нужны.
Если тупорылый народ слишком упирается и сносит полностью или частично элиту – то технологии рушатся, забирая с собой миллионы жизней, а затем технологии снова восстанавливаются («оказывается» что без них хреново) – что дает период обучения «естественного» (как в эпоху технологического рывка) и это укрепляет тупорылое мнение масс: «Всё умственное дешево и платить за технологии нефиг!». После этого народ или подыхает как собака от внешних врагов, либо отдает 27 млн. жизней (например) за собственную тупорылость. И если все же он не сдохнет, то в итоге вынужден придти к такому построению общества, где соглашается отдавать «кесарю кесарево».