dmitgu (dmitgu) wrote,
dmitgu
dmitgu

Психология длительных изменений. (часть 1 из 2) Пилюля не заменит учебу, а обман - реальность.

(Начало. Окончание см.
)
.
Версия 1.01 - последняя на сегодня (исходный текст подверсий версии 1 сохранен в коментариях
)
.
***
1. Постановка задачи
.
Сколько я ни пытался найти готовые решения для своих проблем из детства - мне это не удалось. Существующие подходы - попытка решить проблему какими-то простыми и короткими методами. Но при анализе собственных проблем выяснилось, что их источник - вовсе не наличие каких-то "комплексов", неуверенности, "незнания элементарных вещей", а отсутствие весьма серьезных и требующих длительного времени для своего развития качеств во внутреннем мире. Что-то было сломано садистской нелюдью-мамой в детстве, развитие чего-то было этой гадиной намертво заблокировано, а до каких-то этапов просто не дошло дело - потому что не были освоены необходимые предыдущие этапы.
.
Заменить пилюлей все то время, опыт, игры и эксперименты, которые готовят чела к жизни - плохая идея. Иначе вместо учебы в институте люди бы просто пропили курс пилюль и - готово. Выдумать добрую маму и прожить воображаемую жизнь в душе - еще худший вариант (блин, я и это пытался) - потому что невозможно создать непротиворечивую псевдореальность. Ты в итоге заходишь в такие тупики и противоречия - что ситуация оказывается куда хуже, чем вообще отсутствие такого опыта.
.
Всякие внушения типа уверенности в себе - делают тебя неадекватным и прущим там, где это совсем не уместно, притом в результате тупизны внушения ты еще и получаешь реальные неприятности, которые уверенности не способствуют. А всякие психотропные препараты, "ломающие забор" и т.п. - разрушают мышление в значительной степени на долгие годы - не давая знаний и убирая тормозящие механизмы в необходимых для разума областях. НЛП - подменяет реальность обманом и приводит при упорном применении (если ему удается преодолеть защитные механизмы разума) к неадекватному пониманию себя и жизни - превращая чела в утиль.
.
Короче, вся эта мутатень с "простыми решениями" - навязчивое, вредящее и крайне опасное говно. При этом из-за твоего столкновения с этикой общества, которое оправдывает нелюдь-маму - тебя хотят как-то заткнуть и объявить твои проблемы не серьезными и поддающимися простым решениям. А если ты от таких решений сдохнешь или слетишь с катушек - тем лучше. Будешь "сам виноват". Вот такие вот маньяки-"помогальщики" вокруг.
.
В кратком виде я изложил, как работают механизмы блокировки развития при поганом детстве в Приложении:
.
Приоритет ребенка с его и общества целями над родителями:
.
"...создавало во мне ступор естественных мне проявлений и заставляло искать иные - неестественные - решения. А поскольку решения, которые удовлетворили бы садистку в принципе нет - возникало блокирование всего развития."
.
"Поэтому и нельзя копировать память родителя в ребенка (чего бы проще было с передачей знаний - квазигенетически) - из-за передачи с этим всего накопленного идиотизма и противоречий предка. Поэтому передача идет через внешний мир, который - непротиворечив. И нельзя нарушать этот механизм и в насилие его "вдалбливать" чего-то там в ребенка."
.
Есть в психологии и толковые вещи - например типология Юнга (на постсоветском пространстве на ее базе развивается соционика). Но она касается отличий между людьми и помогает понять, где данный чел был бы более успешен, а где слаб - однако это не совсем то, что искал я для решения проблем не полученного развития и встраивания в общество.
.
Поскольку господствующее представление о детях в нашей стране сейчас такое, что это примитивные как пенёк ублюдки, которым надо только пожрать и не замерзнуть, а в остальном все само вырастет, то необходимо изложить хотя бы обзорно некоторые подробности - как у чела в душе что работает и какие условия для этого необходимы. Заодно будет видно, где искать недостающее, недоразвитое и как решать некоторые (знать бы все) проблемы отсутствия. А их и увидеть-то почти невозможно, если заранее не знаешь что искать (мне это не просто далось).
.
То есть, раз нет психологии для длительных процессов внутреннего мира и для внутренних ресурсов, которые эти процессы обеспечивают - пришлось самому ее создавать. Ну, положить начало. И никаких быстрых решений не ждите, потому что сложность решения подобных проблем не уступают сложности получения образования, например. Разумеется, я не охвачу все, но покажу "скелет" психологии длительных изменений. А уж потом можно будет наращивать новые подробности и методики.
.
.
***
2. Комплексный пример: чувство времени
.
Из-за того, что садистская мать игнорировала мои чувства и отрицала мое право на протест - я не мог ни жаловаться, ни решать эти проблемы. Неважно - устал я, хочу ли подумать о своем, пообщаться с кем-то или заняться своими делами - все это вызывало у нее желание наказать. Поэтому даже демонстрация своих проблем была опасна и я подавлял их. Одна из ее любимых фраз: "Ты что плачешь? Надо было посцать сходить".
.
Подавляя в себе сигнально-протестную систему, я постепенно стал терять и внутри себя ощущение нарастающих проблем. Из-за этого не переключался на отдых, на занятие иной деятельностью, в значительной степени перестал ощущать свои потребности и не мог выразить окружающим свои условия. Это стало приводить к разрушению организма в итоге. Без отдыха голова начинала болеть и переставала думать, радость выключилась, общение умерло или стало принудительным, добиваться в жизни чего-либо мне стало трудно - опять приходилось идти через разум и "как все". Для чего жить - стало непонятно.
.
Я имел план жизни еще с дошкольного периода. но с отключенной сигнально-протестной системой потерял интерес к жизни. В итоге вынужден был пустить себя делать что угодно - в период учебы в институте я чуть не искал смерти. Странно, что остался жив. Сигнально-протестную систему удалось отчасти оживить, но недостаточно. Я не мог планировать, когда почувствую усталость, когда будет необходимость заняться другим, как восстановить свои силы и не знал, буду ли разваливаться из-за не полученного (и непонятого) сигнала от организма. Поэтому не удается во времени планировать свою жизнь и вообще понимать, что она должна содержать в себе при выборе того или иного пути, чтоб не угробить себя.
.
Проблема с разрушенной сигнально-протестной системой отдаленно похожа на проблемы тех людей, которые не чувствуют боли. В этом нет ничего хорошего - вместо реакции на сигналы боли ты гробишь себя, и в итоге получаешь ущерб организма, который куда хуже по ощущениям и труднообратим (если вообще обратим). Но главная проблема - это трудности планирования жизни и страх получить непредсказуемый ущерб. Этот страх идет от разума, потому что вполне полагаться на сигнально-протестную систему ты не можешь.
.
На самом деле до 40 лет я даже не понимал, что у меня проблемы с сигнально-протестной системой. Иначе я гораздо раньше предпринял бы осознанные попытки по ее починке. Это еще раз показывает, насколько важно иметь понимание работы внутреннего мира человека и учитывать его и для исправления проблем и для их предотвращения.
.
Этот комплексный пример показывает и огромный объем учебной работы, который необходим для полноценного использования одной только сигнально-протестной системы. Ведь изучение возможностей своего организма потребуют получения опыта в самых разных условиях: в общении (самые разные люди, коллективы и обстоятельства), работе (физической с подвариантами, умственной - занудной, творческой, объёмной, скрупулезной, быстрой, терпеливой и т.д. и т.п.), отдыхе (с подвариантами для усталости, целей и т.п.), конфликте, планировании, обучении, восприятии и т.д. и т.п. И лишать человека возможности провести эту работу и применять эту свою систему в детстве - это огромный ущерб для будущего данного человека.
.
.
***
3. Качества (обобщенные качества)
.
Рассмотрим обобщенные качества внутреннего мира человека, которые позволят нам в целом понять задачи, которые требуется решать внутреннему миру человека. Эти обобщенные качества помогут нам обнаружить детали, участвующие в решении каждой такой задачи и группировать эти детали. Классификации могут быть самые разные, но из всех, которые я придумывал - остановился на сегодня на следующей, как наиболее удобной:
.
Навыки и знания, Желания, Чувства, Разум, Физическое движение, Сбалансированность и выполнимость, социальная приемлемость
.
Поскольку речь идет о психологии длительных изменений, то рассматривать детали внутреннего мира чела мы будем с точки зрения их роли в развитии человека. А развитие чела - это накопление новых знаний, навыков, других комбинаций внутренних качеств, формирующихся в процессе жизни, а также исчезновение качеств и появление новых, не сводимых к комбинации прежних.
.
.
***
4. Качества - Навыки и знания
.
Навыки и знания - это то основное, что заставляет считаться с длительностью подготовки человека к жизни. Нужно обеспечить свои врожденные качества соответствующими знаниями и навыками для жизни в техносреде, и нужно согласовать эти самые приобретаемые навыки и знания с врожденными качествами так, чтоб знания и навыки получали необходимое обеспечение со стороны врожденных качеств с одной стороны, и не гробили организм - с другой.
.
Поэтому в разборе этих качеств мы не будем упоминать много примеров - примеры будут приведены при разборе иных качеств и они будут касаться в том числе и навыков со знаниями.
.
При этом ребенку необходимо обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности, чтобы он осваивал новые навыки и знания в соответствии с текущей ситуацией в своем внутреннем мире, потому что никакой родитель уже не понимает внутренний мир даже 3-летнего ребенка в той степени, чтоб командовать в нем. А создание противоречий во внутреннем мире ребенка сделает его взгляды противоречивыми. Противоречивые же теории дают самые абсурдные результаты (что угодно можно доказать в противоречивой теории, как известно из логики) и путь к тому, чтобы угробить человека в техносреде. На разбор опасностей конфликта между родительским давлением на ребенка и условиями для его нормального развития уже давалась ссылка:
.
Приоритет ребенка с его и общества целями над родителями
.
И еще об одном сорте издевательств должен сказать. Это - "беспрекословно", это "я второй раз повторять не буду" и т.п. растаптывание права ребенка на мысль, на мнение, на внутренний мир - ведь для них нужны соответствующие условия - включая возможность спокойно сосредотачиваться и уважение к твоему внутреннему миру процессам, которые нельзя просто так грубо обрывать.
.
Кстати, неплохо бы почитать о семье Ленина, как его родители не отрывали резко детей от игр, а выстраивали заранее известные правила и весьма корректно и давая время и право не торопиться отрывали детей от их увлечений. Семья очень неплохого педагога - из 19 века. А сейчас 21 век и масса родителей в России - минимального уважения к детям не имеют. И совковый период, где Ленин был официальным кумиром - не повлияло на это в лучшую сторону.
.
Базовое для современного ребенка условие развития - право на свое мнение. Оно не должно меняться приказным образом от взрослых - но только в результате постепенного - с учетом возможностей по восприятию и обдумыванию ребенка - накопления знаний (без давления издевательств и спешки типа "беспрекословно", "немедленно", "второй раз повторять не буду"), фактов и изменения прежних  знаний. Это же касается и школы - чтоб ребенок не боялся на вопрос "Понял?" ответить "Нет", и чтоб от него не требовали согласится в этот или ближайший раз. "Да" все равно будет враньем, если ребенок не понял, а ускорять согласие вопреки пониманию (а может и учитель не прав) - это вредить разуму.
.
Есть еще условия для возможности чела иметь и развивать свои взгляды. Например, собственный материальный мир чела. Туда относятся и информационные (типа книг), душевные (типа фот дорогих людей), профессиональные вещи, вещи для увлечений, а сейчас и доступ к интернету, свои дневники, базы данных и т.п. Другой пример - свой социальный круг. Да помимо этого "в воздухе" должны находится правильная инфа, доступность спецов, возможности обучения и т.п. интеллектуальная необходимая инфраструктура техносреды.
.
Уже попросту невозможно на уровне одного или даже сотни человек обеспечить тот уровень понимания, знаний, создания соответствующей среду, который необходим даже для выращивания одного ребенка. Мы слишком далеко ушли от природы и техносреда требует, чтобы необходимые знания были общедоступными, чтоб чел мог не держать их в одной своей голове а "брать из воздуха".
.
Такая ситуация касается далеко не только детей. Основное направление прогресса на ближайшие лет 100 - это переход от религий и традиций к пониманию жизни, смерти и того, каким быть обществу, имхо. И все это потребует дополнительного информационного обеспечения - уже в некоторых других формах, чем культовые сооружения, религиозные  собрания и традиции предков - но не менее доступных и связывающих людей.
.
Все вышеперечисленное нужно и детям - и для тренировки перед взрослой жизни и для самой своей детской жизни. Не только материальный мир, но и свой социальный круг и доступность честной информации и помощи - в том числе и от родителей, и от спецов. Разумеется, родители могут контролировать в той степени, в какой общество не допускает некоторых вещей (типа наркотиков) или личностей (типа криминалов), но и ограничивать мир вещей и общения ребенка (в том числе и со специалистами) сверх нормы - недопустимо. Иначе это покушение на будущее ребенка и на его стремления к свободе и подготовке к взрослой жизни.
.
Без специалистов воспитание невозможно уже много десятилетий - например, те же школьные учителя. Их знаний тоже недостаточно. И квалификация, и количество специальностей должны быть увеличены (а это и происходит - психологов внедряют, к примеру). Но самая зияющая дыра некомпетентности и бесконтрольности - это ситуация внутри семьи. Уже невозможно повысить качество выращивания детей за счет повышения качества школы, например, если в семьях полный некомпетентный произвол. И туда должны иметь доступ и влияние соответствующие спецы. Это уже далеко - не частное дело.
.
Ссылки на презумпцию невиновности тут не к месту - ведь даже и благонамеренные родители зачастую просто не знают, что они должны делать. Даже их обязательная подготовка (если она будет введена) к рождению ребенка не гарантирует от того, что какие-то знания для воспитания не будут позабыты. Для обеспечения выполнения соответствующих родительских функций должны быть проверки - как проверяют техническое состояние автомобилей или бухгалтерский учет в организациях. А выращивание детей - не менее важная социальная деятельность, чем движение на дорогах или зарабатывание денег.
.
.
***
5. Качества - Желания
.
Нужно понимать, что принцип "думать надо" не может решить большинства долговременных вопросов. У чела должны быть желания, на которое опирается его разум или его долг. И если этих желаний мало и/или они слабые и/или далекие от необходимых действий - то повесить все необходимые поступки на них через цепочки логических обоснований (типа "не будешь делать эту документы, не подготовишь отчет, уволят, умрешь с голода) не получится. Даже если эти желания - от страха смерти, голода и т.п. ужасы - у чела нет таких ресурсов в голове, чтоб постоянно держать длинную логику в ней, к тому же голова нужна для других целей. Такая жизнь будет полным дерьмом для современного чела. А жизни тех, кто поставил его в такое положение стоят не больше, чем жизнь преступников.
.
Желания - это некоторые моторчики, обеспечивающий импульс для действий. На самом деле в современной жизни обычно работает разум в процессе исполнения каких-то шагов какого-то целенаправленного действия. У разума свои "моторчики", о чем еще будет сказано в разделе "Качества - Разум". Но "прерывания", переключения и запуск действий обычно обеспечивают желания, внешние по отношению к разуму. Кстати, у меня из-за плохо сформированных в детстве желаний нередко случается застревание на какой-то одной цели.
.
С другой стороны, желания обеспечивают и стабильность отдельного целенаправленного действия - потому что внешние прерывания (или сигналы от незначительных желаний) сопоставляются с тем желанием, которое запустило действие и отвергаются - если на основное текущее желание пока остаются силы и вопрос еще не решен. И опять же - у меня бывают периоды нестабильности, когда я мечусь между разными задачами. Т.е. хорошо проработанные желания стабилизируют деятельность чела, но и не дают ему застревать на отдельной задаче.
.
Это мои наблюдения - иных подходящих в современной мне психологии я не нашел. И, кстати, видно, что при помощи лекарств или умственных усилия проблема принципиально не решается - можно затормозить все процессы, но без выработки нужных желаний, без тренингов и разборов в противоречиях - не обойтись, если решать проблему нестабильности/застревания.
.
В детстве я был уверен, что воспитание - это убийство желаний. В какой-то степени желания (некоторые) приходится тормозить разумом в процессе воспитания. Но с этим нельзя перебарщивать. Замена желания разумом создает торможение. А если торможение - неправильное, то необходимо еще и преодолевать его (когда решаешь проблемы детства - если для этого хватит оставшихся способностей и условий жизни). Получается трехслойное (как минимум) замедление: Желание (ослабленное) - торможение (разумом, страхом и т.п.) - преодоление торможения (разумом и т.п.) - включение неких стимулов. Это все вместо просто "желание".
.
Перечислим немного желаний - назвав те действия или цели, которые они запускают или достижение которых инициируют:
.
Получать информацию, ждать (предвкушать), говорить (сообщать), достигать признания, получать материальную выгоду, любить (помогать), получать любовь, власть, настаивать на своем, создавать (с массой вариантов), наслаждаться ощущениями (с массой вариантов) и т.д. Притом везде в перечисленном (а это лишь часть полного списка - если его писать) - масса подвариантов, необходимых для жизни. И ведь все эти желания надо опробовать, развить, согласовать между собой. И надо учитывать, что неиспользуемые (или которые не удается никак реализовать) желания умирают.
.
Каждое необходимое для жизни желание к окончанию детства должно быть подкреплено огромным массивом навыков, потому что условия для перечисленных желаний - самые разные и для этих самых разных условий есть определенные принятые в обществе модели поведения, которые чел должен за детство опробовать, согласовать со своим внутренним миром, закрепить и начать использовать. Это далеко не только школа, но и то, что чел должен получить в неформальном общении и в огромной степени - в семье. И это - долг семьи, в котором семья должна быть подконтрольной обществу. А в обществе необходимо написать подробности о необходимых для развития желаниях, условиях их реализации и методики проверки семей на обеспечение соответствующей подготовки. Эти же методики помогут решать проблемы, возникающие после поганого детства. С посадкой соответствующих виновных, ессно.
.
С желанием говорить (сообщать) у меня серьезные проблемы и мешает работе (общение с контрагентами, например). Эта проблема, кстати, близка к проблеме физического движения - блокировка возникает на самом начальном этапе попытки сказать и даже до нее.
.
С желанием общаться - вообще огромные проблемы. Я не мог в детстве говорить о своих настоящих проблемах в семье, а из-за этого блокировалось общение вообще. Да и сейчас я пишу об этих проблемах, но общаться не могу. В результате желание общения настолько деградировало, что я стал его избегать. Приходится заставлять себя ради работы и поддержки социализации - но это совсем не то, что желание. Это моя самая большая проблема для самореализации среди всех моих нарушенных желаний.
.
Из-за проблем с желанием "получу инфу" - мне трудно осваивать массу вещей - типа программирования. Мне просто трудно полагаться на внешний источник данных - я не привык. Трудно написать на форум. А желание ждать - я только в процессе написания этого текста обнаружил. И ведь оно было. Но садистская нелюдь-мама со своим "немедленно!", "второй раз повторять не буду" - убила его. Тоже надо будет заняться восстановлением...
.
Настаивать на своем - я могу, на самом деле. Только это идет от головы. Поэтому это невозможно поддерживать как рутинный режим (нет моторчика). Когда дело доходит до "войны" - там уже идет не опора на желания, а на умственное реагирование - инстинкт противодействия, что ли. Поэтому люди, которые склонны садится на голову таким как я - бывают неприятно удивлены, когда начинается конфликт и они вынуждены делать, что говорю я или нести сильный ущерб - потому что с разумом у меня очень не плохо, а в войне приходится опираться именно на него (с целью причинения ущерба противнику), а не на медлительные желания (с целью достижения плюшек себе). Но желания совершенно необходимы, когда ты не соревнуешься в причинении ущерба с противником, а решаешь долгие рутинные задачи.
.
Желание власти не совсем задавлено, кстати. Наверно, оно изначально было довольно сильным во мне. А что оно сильно ослаблено - не есть хорошо, потому что я - совсем неплохой руководитель, смею считать. С пониманием условий для мышления, важности согласованных усилий и необходимости создавать условия для людей. Общество теряет и от этого ослабления моих желаний.
.
.
(Начало. Окончание см.
)
Tags: Детство, Общество и детство, Общество и разум, Политика, Правопорядок, Психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments