1. Идеи Юнга об отдельных психологических функциях
. К оглавлению . Показать весь текст .
То, как происходит обработка информации с точки зрения соционики – рассмотрим на следующем примере:
Я почувствовал голод – это мой внутренний мир, то есть – интуиция (И). Хотя если рассматривать хищника в природе, то он может испытать чувство голода, увидев потенциальную добычу – тогда это сенсорика (С). В природе сенсорика важна, потому что иначе можно не заметить опасность или упустить возможность достать добычу. В обществе такой проблемы нет обычно, но сенсорик тоже может почувствовать голод, уловив вкусный запах, например. Но будем считать сейчас, что наш случай – внутренняя потребность, возникающая от интуиции (И).
Я формулирую желание на уровне взаимодействия с людьми: «Я хочу есть, вот у Вас комплексный обед – продайте мне его, если не очень дорого». Это – эмоции и этика (Э), потому что надо выбрать вариант взаимодействия – есть ведь и «Быстро дал мне обед – у меня вот какой булыжник в руках», но он не типичный, будем рассматривать обычный – с нормальной этикой (Э).
Тебе отвечают (это всё ещё этика), ты смотришь, слушаешь и воспринимаешь впечатления – это уже сенсорика (С).
Затем ты обдумываешь, и сообщаешь свои выводы (если нужно – про цену, варианты и т.п.) – это логика (Л). И процесс аргументации твой и продавца – это логика. Но и эмоции тут возможны – как обслуживающая процесс общения функция, хотя в основном тут логика (Л).
Затем ты внутри себя обобщаешь всю информацию – это снова интуиция (И).
Затем говоришь: «Покупаю» (например), получаешь ответ – это опять взаимодействие с людьми и этика (Э).
Воспринимаешь ответ, реагируешь – достаёшь кошелек и делаешь необходимые действия и смотришь, что тебе дали – это сенсорика (С).
Если надо, то сообщаешь какие-то нестыковки – не тот хлеб или сдача – это опять логика (Л).
Получив обед – возвращаешься к своему внутреннему миру (И).
И ещё один важный момент – насыщение едой – это не сенсорика. Это интуиция (И). Вкус еды и процесс её потребления – это сенсорика, это граница внутреннего и окружающего мира. Но есть ещё и факты, логика, означающее осознание того, что ты сейчас ощущаешь материального в социальном плане. Ешь ты честно заработанное или украденное, например. И вот уже после этого социального фильтра ты получаешь «внутренний результат» еды – насыщение плюс ещё что-то. И результат этот соответствует интуиции, а не сенсорике. И наступает он после материальных фактов (логика фактов - Л) в общем случае, а не после сенсорики (С).
Хотя, когда ты ешь обед в одиночестве, то общественные функции этики и логики ты зачастую пропускаешь – так же, как в разговоре с продавцом ты почти пропускал индивидуальные функции интуиции и сенсорики (совсем без индивидуальных функций обойтись нельзя, конечно). Но в полном варианте обмена информации они все есть. Вот мы и видим «естественный» порядок обработки информации («информационный метаболизм» – ИМ – как назвала это Аушра Агустанавичюте):
… – И – Э – С – Л – И – Э – С – Л – …
Разумеется, человек не может развивать все функции одновременно так же успешно, как если бы он развивал только несколько (две, например) – не хватит ресурсов организма. А в обществе требуется уметь делать что-то хорошо, чтобы быть максимально полезным. Каждый развивает некоторые свои сильные функции в первую очередь, а в процессе совместной работы, например, происходит наиболее качественная обработка информации по «цепочке» людей с наиболее развитыми функциями для данного звена «цепочки». И тогда соответствующие этой информации достижения получаются в лучшем виде.
Например, на уровне взаимодействия с обществом для переговоров с новыми партнерами (не экспертных переговоров) особенно важно иметь развитую этику, потому что этого элемента при данной деятельности больше, чем в среднем по разным видам деятельности. Поэтому нужны люди, которые прилагают к развитию этой функции повышенные усилия. Но это не значит, что эта функция у них чрезмерна и подменяет собой логику. Потому что развитая этика должна включать в себя и понимание пределов своей применимости. Специалисты по этике умеют и «выключить» её в правильный момент и перейти на уровень логики. Привлекая для отработки логических вопросов специалистов – если потребуется.
Сенсорика и этика в сильных позициях не означают, что человек примитивный, в силу того, якобы, что взаимодействие между человеком и окружающим миром/обществом проще, чем само общество и сам человек. Сильная позиция показывает лишь то направление, в котором направляет своё внимание человек в первую очередь при «прочих относительно равных». Если в сильных позициях стоят достаточно простые функции, то это всего лишь значит, что сэкономленные силы будут направлены на отработку функций в менее сильных позициях. И поэтому тот же Драйзер ЭСИ оказывается более разносторонней личностью, чем перегруженный своими сложными функциями в сильных позициях Роб ЛИИ.
Почему у нас есть разделение разных функций? Потому что действие человека зависит от выбора, как правило – он обычно не может делать сразу 2 действия по «противоположным» функциям так, чтобы одно действие не мешало другому. Например, ты зачастую не можешь высказываться одновременно и этично и логично – иногда надо сказать логичные, но неприятные и даже оскорбительные – с каких-то точек зрения – выводы, а иногда такая «простота – хуже воровства».
Поэтому существует разделение функций, разделены разные виды деятельности с приоритетом этики или логики, и существуют разные ТИМы – «типы информационного метаболизма» людей, специализирующиеся на той или иной деятельности. Понятно, например, что деятельность с приоритетом этики связана с взаимодействием между людьми, и в дополнение к функции этики человек должен иметь ещё и неплохую логику – пусть и о законах, правилах и прочих структурирующих данное общество фактах, касающихся именно людей.
Пары «родственных» между собой рациональных и иррациональных функций: Этика и Сенсорика, Логика и Интуиция. Этика обосновывает и даже активизирует действие человека в обществе. Поэтому у ТИМов с этикой в сильной позиции преобладают процессы возбуждения – это холерики и сангвиники. А если в сильных позициях логика – то преобладает торможение – это флегматики и меланхолики.
Но этика касается взаимодействия людей в рамках общества, а сенсорика – это вообще взаимодействие человека с окружающим миром – чисто его индивидуальное. На этот уровень этика «пропускает» и даже активизирует импульс для движения (если этика допускает такое взаимодействие), но само действие и восприятие человек совершает лично – со всякими индивидуальными нюансами и деталями, которые в рамках этики даже не рассматриваются.
Этика и логика не могут быть одновременно в сильных позициях у одного человека – они в значительной мере противоположны. А вот логика и сенсорика – могут. Хотя, вроде, сенсорика «родственна» этике, значит, тоже должна иногда конфликтовать с логикой. Но сенсорика более универсальная функция, чем этика: Сенсорика реализует взаимодействие человека с окружающим миром и тогда, когда этого требует логика, а не только этика. Сенсорика «включается» после того, как сделан выбор между приоритетом логики или этики, поэтому, хоть этика и есть перед сенсорикой (если действие происходит в обществе) – но при логических причинах для действия есть подчинение этики логике. Поэтому противоречия для сенсорики не возникает, так как к этапу сенсорики уже решены противоречия между логикой и этикой.
Аналогично этика и интуиция могут одновременно занимать сильные позиции у одного человека, хотя наличие одновременно этики и логики в сильных позициях одного человека исключено. Интуиция тоже ведь находится «глубже» в человеке, чем этика и как и в случае с сенсорикой «включается» только когда вопрос о приоритете логики или этике в текущей ситуации решён, а значит, и противоречий между ними в данный момент нет.
А вот интуиция и сенсорика не могут быть одновременно в сильных позициях у одного человека – они на одном уровне «глубины» в человеке и конфликт между ними возможен. Люди с сильной сенсорикой сильно проявляют себя во взаимодействии с окружающим миром – такой у них приоритет. Поэтому такие люди относятся к сильным типам – это сангвиники и флегматики. А интуиты считаются «слабыми» – это холерики и меланхолики. Во внутреннем мире холерики и меланхолики зачастую богаче своих «сильных» визави, но это просто другая их сторона, которая оплачена снижением способностей по взаимодействию с окружающим миром.
Таким образом, у человека только 2 сильных функции – одна рациональная (этика или логика), а вторая – иррациональная (интуиция или сенсорика).