Category:

1. Идеи Юнга об отдельных психологических функциях

. К оглавлению . Показать весь текст .

То, как происходит обработка информации с точки зрения соционики – рассмотрим на следующем примере:

Я почувствовал голод – это мой внутренний мир, то есть – интуиция (И). Хотя если рассматривать хищника в природе, то он может испытать чувство голода, увидев потенциальную добычу – тогда это сенсорика (С). В природе сенсорика важна, потому что иначе можно не заметить опасность или упустить возможность достать добычу. В обществе такой проблемы нет обычно, но сенсорик тоже может почувствовать голод, уловив вкусный запах, например. Но будем считать сейчас, что наш случай – внутренняя потребность, возникающая от интуиции (И).

Я формулирую желание на уровне взаимодействия с людьми: «Я хочу есть, вот у Вас комплексный обед – продайте мне его, если не очень дорого». Это – эмоции и этика (Э), потому что надо выбрать вариант взаимодействия – есть ведь и «Быстро дал мне обед – у меня вот какой булыжник в руках», но он не типичный, будем рассматривать обычный – с нормальной этикой (Э). 

Тебе отвечают (это всё ещё этика), ты смотришь, слушаешь и воспринимаешь впечатления – это уже сенсорика (С). 

Затем ты обдумываешь, и сообщаешь свои выводы (если нужно – про цену, варианты и т.п.) – это логика (Л). И процесс аргументации твой и продавца – это логика. Но и эмоции тут возможны – как обслуживающая процесс общения функция, хотя в основном тут логика (Л). 

Затем ты внутри себя обобщаешь всю информацию – это снова интуиция (И). 

Затем говоришь: «Покупаю» (например), получаешь ответ – это опять взаимодействие с людьми и этика (Э). 

Воспринимаешь ответ, реагируешь – достаёшь кошелек и делаешь необходимые действия и смотришь, что тебе дали – это сенсорика (С).

Если надо, то сообщаешь какие-то нестыковки – не тот хлеб или сдача – это опять логика (Л).

Получив обед – возвращаешься к своему внутреннему миру (И).

И ещё один важный момент – насыщение едой – это не сенсорика. Это интуиция (И). Вкус еды и процесс её потребления – это сенсорика, это граница внутреннего и окружающего мира. Но есть ещё и факты, логика, означающее осознание того, что ты сейчас ощущаешь материального в социальном плане. Ешь ты честно заработанное или украденное, например. И вот уже после этого социального фильтра ты получаешь «внутренний результат» еды – насыщение плюс ещё что-то. И результат этот соответствует интуиции, а не сенсорике. И наступает он после материальных фактов (логика фактов - Л) в общем случае, а не после сенсорики (С).

Хотя, когда ты ешь обед в одиночестве, то общественные функции этики и логики ты зачастую пропускаешь – так же, как в разговоре с продавцом ты почти пропускал индивидуальные функции интуиции и сенсорики (совсем без индивидуальных функций обойтись нельзя, конечно). Но в полном варианте обмена информации они все есть. Вот мы и видим «естественный» порядок обработки информации («информационный метаболизм» – ИМ – как назвала это Аушра Агустанавичюте):

… – И – Э – С – Л – И – Э – С – Л – …

Разумеется, человек не может развивать все функции одновременно так же успешно, как если бы он развивал только несколько (две, например) – не хватит ресурсов организма. А в обществе требуется уметь делать что-то хорошо, чтобы быть максимально полезным. Каждый развивает некоторые свои сильные функции в первую очередь, а в процессе совместной работы, например, происходит наиболее качественная обработка информации по «цепочке» людей с наиболее развитыми функциями для данного звена «цепочки». И тогда соответствующие этой информации достижения получаются в лучшем виде. 

Например, на уровне взаимодействия с обществом для переговоров с новыми партнерами (не экспертных переговоров) особенно важно иметь развитую этику, потому что этого элемента при данной деятельности больше, чем в среднем по разным видам деятельности. Поэтому нужны люди, которые прилагают к развитию этой функции повышенные усилия. Но это не значит, что эта функция у них чрезмерна и подменяет собой логику. Потому что развитая этика должна включать в себя и понимание пределов своей применимости. Специалисты по этике умеют и «выключить» её в правильный момент и перейти на уровень логики. Привлекая для отработки логических вопросов специалистов – если потребуется. 

Сенсорика и этика в сильных позициях не означают, что человек примитивный, в силу того, якобы, что взаимодействие между человеком и окружающим миром/обществом проще, чем само общество и сам человек. Сильная позиция показывает лишь то направление, в котором направляет своё внимание человек в первую очередь при «прочих относительно равных». Если в сильных позициях стоят достаточно простые функции, то это всего лишь значит, что сэкономленные силы будут направлены на отработку функций в менее сильных позициях. И поэтому тот же Драйзер ЭСИ оказывается более разносторонней личностью, чем перегруженный своими сложными функциями в сильных позициях Роб ЛИИ. 

Почему у нас есть разделение разных функций? Потому что действие человека зависит от выбора, как правило – он обычно не может делать сразу 2 действия по «противоположным» функциям так, чтобы одно действие не мешало другому. Например, ты зачастую не можешь высказываться одновременно и этично и логично – иногда надо сказать логичные, но неприятные и даже оскорбительные – с каких-то точек зрения – выводы, а иногда такая «простота – хуже воровства».

Поэтому существует разделение функций, разделены разные виды деятельности с приоритетом этики или логики, и существуют разные ТИМы – «типы информационного метаболизма» людей, специализирующиеся на той или иной деятельности. Понятно, например, что деятельность с приоритетом этики связана с взаимодействием между людьми, и в дополнение к функции этики человек должен иметь ещё и неплохую логику – пусть и о законах, правилах и прочих структурирующих данное общество фактах, касающихся именно людей. 

Пары «родственных» между собой рациональных и иррациональных функций: Этика и Сенсорика, Логика и Интуиция. Этика обосновывает и даже активизирует действие человека в обществе. Поэтому у ТИМов с этикой в сильной позиции преобладают процессы возбуждения – это холерики и сангвиники. А если в сильных позициях логика – то преобладает торможение – это флегматики и меланхолики. 

Но этика касается взаимодействия людей в рамках общества, а сенсорика – это вообще взаимодействие человека с окружающим миром – чисто его индивидуальное. На этот уровень этика «пропускает» и даже активизирует импульс для движения (если этика допускает такое взаимодействие), но само действие и восприятие человек совершает лично – со всякими индивидуальными нюансами и деталями, которые в рамках этики даже не рассматриваются. 

Этика и логика не могут быть одновременно в сильных позициях у одного человека – они в значительной мере противоположны. А вот логика и сенсорика – могут. Хотя, вроде, сенсорика «родственна» этике, значит, тоже должна иногда конфликтовать с логикой. Но сенсорика более универсальная функция, чем этика: Сенсорика реализует взаимодействие человека с окружающим миром и тогда, когда этого требует логика, а не только этика. Сенсорика «включается» после того, как сделан выбор между приоритетом логики или этики, поэтому, хоть этика и есть перед сенсорикой (если действие происходит в обществе) – но при логических причинах для действия есть подчинение этики логике. Поэтому противоречия для сенсорики не возникает, так как к этапу сенсорики уже решены противоречия между логикой и этикой. 

Аналогично этика и интуиция могут одновременно занимать сильные позиции у одного человека, хотя наличие одновременно этики и логики в сильных позициях одного человека исключено. Интуиция тоже ведь находится «глубже» в человеке, чем этика и как и в случае с сенсорикой «включается» только когда вопрос о приоритете логики или этике в текущей ситуации решён, а значит, и противоречий между ними в данный момент нет. 

А вот интуиция и сенсорика не могут быть одновременно в сильных позициях у одного человека – они на одном уровне «глубины» в человеке и конфликт между ними возможен. Люди с сильной сенсорикой сильно проявляют себя во взаимодействии с окружающим миром – такой у них приоритет. Поэтому такие люди относятся к сильным типам – это сангвиники и флегматики. А интуиты считаются «слабыми» – это холерики и меланхолики. Во внутреннем мире холерики и меланхолики зачастую богаче своих «сильных» визави, но это просто другая их сторона, которая оплачена снижением способностей по взаимодействию с окружающим миром. 

Таким образом, у человека только 2 сильных функции – одна рациональная (этика или логика), а вторая – иррациональная (интуиция или сенсорика). 

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.