Смысл общества - разум. Неравенство и религия - необходимы
. К оглавлению . Показать весь текст .
Оглавление:
2. Приоритет знаний и регулирование численности.
3. Идея Бога. Дескриптивная составляющая
4. Религии и их аналоги. Нормативная часть
6. Дети – пример нынешнего отхода от антиэнтропийных принципов.
7. «Цивилизованное общество» – погибнет, или есть шанс на возрождение?
P.S. Данная статья — версия 1. Следующая версия 2, смотри тут: «Смысл общества - разум. Неравенство и религия - необходимы. Верс. 2».
1. Появление общества. Его смысл.
Когда произошло превращение стада предков человека в аналог современного общества? Тогда, когда это прото-общество стало сохранять, и накапливать знания. Не только те знания, которые передаются «от животного к животному». Но даже те знания, которые могут потребоваться лишь в некоторых случаях, довольно отдаленных между собой по времени, и те, которые нужны лишь некоторым участникам коллектива.
Бывают важные события, типа землетрясений, пожаров, голодных лет и т.п., знания о которых (и способ действия в соответствующих ситуациях и поддержание готовности к которым) могут иметь решающее значение для выживания общества. Притом, что эти события случаются редко, а то и крайне редко. Однако, если к ним не подготовиться и не пережить их, то никакой дальнейшей истории у данного общества – не будет.
Когда возникает необходимость в «теоретических» структурах? Даже раньше, чем возникает счёт и письменность. Те же рецепты по выплавке металла – надо было как-то хранить. В итоге сохранялось то, что записывалось, и было посчитано. Позже необходимо было поддерживать инфраструктуру торговли, дорог, собирать средства на армию, готовить эту армию, изучать опыт и обеспечивать обмен информацией – в том числе разведывательной и т.д.
И вот тут важный момент – чтобы сохранять, и развивать знания, необходимо имущественное расслоение – потому что если все поделить поровну в низкопроизводительном обществе, то никто не то, что геометрию не освоит, а ни читать, ни считать не будет уметь. Потому что ни у кого не будет «свободного времени» (хотя оно «свободное» только от рутинной сиюминутной работы) на освоение и развитие знаний.
Запомним этот момент – общества с уравниловкой гибли в ходе развития человечества. Собственно, идея Маркса, что прогресс – это борьба классов, тут приобретает вид необходимого условия: «прогресс – только при условии победы «угнетателей» над массами». И «марксистские» хотелки масс тут выступают инволюционной силой, а вовсе не прогрессивной – вопреки мнению Маркса.
На самом деле массы совсем не всегда жаждут поменяться местами с «угнетателями». На Руси одно время был запрещен переход военного сословия в холопы, потому что возможность получать содержание с выделенной тебе земли и крестьян была не такой «сладкой», чтобы скомпенсировать риск гибели на войне и расходы на собственное вооружение, подготовку и т.п.
Так вот, помимо «принудительного», так сказать, разделения общества на управляющую и работающую части есть ещё и добровольное принятие некоторых воззрений и правил обществом. И вместе с добровольным принятием этих воззрений имеет место быть добровольное (в основном) согласие на выделение ещё одной части общества для сохранения этих воззрений, их развития и толкования событий в обществе как полезных или вредных с точки зрения этих воззрений. «Мировоззренческую» часть общества назовём идеократией, а прочую управляющую часть общества – аристократией (в частности, туда относятся «силовики»).
Как только человек возвысился над остальной живой природой благодаря наличию разума и общества, так сразу он вырвался из-под власти инстинктов, результатом чего становится смерть без потомства, а не продолжение жизни.
Дело в том, что в природе принуждение к продолжению рода и жизни содержит в качестве необходимого компонента боль, другие виды страдания и досрочную – при отклонении от «правил» – смерть. А правилами являются – инстинкты. Но боль и другие страдания разум превосходно умеет обойти, заменяя одни инстинкты другими, а выйдя из-под власти правил жизни, диктуемых инстинктами, разум остаётся в подчинении более общего и неустранимого правила – второго закона термодинамики, то есть – правила Смерти.
В конкретной реализации этого 2-го закона термодинамики для разума, вышедшего из-под власти инстинктов, мы имеем уход от работы «не приятных» инстинктов к переключению на работу «приятных». И правило Смерти становится в данной конкретной реализации разновидностью правила Сладкой смерти.
Общества, которые не нашли альтернативы подчинения инстинктам и не создали иных «правил жизни» с включением убедительных страданий и смертей в качестве элементов принуждения к жизни – быстро (по историческим меркам) гибли. По тому же пути сейчас уверенно движется современное «цивилизованное общество» – к своей Сладкой смерти. Известные примеры будут приведены в двух последних разделах (6 и 7)
Итак, у исторически устойчивого общества есть 2 важнейшие функции:
1. Сохранение и развитие знаний, ради чего потребовалось разделение общества на «страты» и имущественное расслоение.
2. Создание и поддержание антиэнтропийных принципов, так как предоставленное себе разумное существо обходит «неприятные» инстинкты за счёт разума, из-за чего в силу вступает 2-й закон термодинамики, а под его действием это существо двигает общество к его гибели в форме «Сладкой смерти».