dmitgu

Categories:

3. Период техноскачка.

. К оглавлению . Показать весь текст .

3.1. Причины прихода периода техноскачка

Итак, мы рассматриваем общество, живущее на «трудных территориях», где у обычного человека нет уровня благ даже в 1 П, но в обществе имеются и исполняются антиэнтропийные принципы, есть необходимое расслоение и уровень благосостояния у элиты для того, чтобы сохранять и накапливать знания. 

Для подобной жизни характерна низкая плотность населения (среда суровая и не может прокормить многих) и дороговизна инфраструктуры типа дорог, связи, сбора налогов, доступности информации, образования и т.п.

Из-за того, что инфраструктура дорогая, первоначальные изобретения для жизни в этих трудных условиях используются локально. Количество таких изобретений растёт. В то же время некоторые идеи невыгодно реализовывать только из-за плохой инфраструктуры, потому что делать экскаватор для того, чтобы отрыть одну яму – глупо. Ведь гораздо легче эту яму выкопать лопатами, чем сделать экскаватор. 

Но в какой-то момент суммарная выгода от возможного практического использования знаний делает создание инфраструктуры более чем оправданной! И тогда начинает массово производиться не только то, что уже использовалось локально, но и всё то, чьё создание для практических нужд не имело смысла без инфраструктуры. Вроде того экскаватора из примера выше. 

Начинается лавинообразный перенос накопленных знаний на практику. А возможность реализовать изобретения для массового производства (вроде того экскаватора) открывает возможность каких-то следующих шагов (типа постройки сети железных дорог со всеми их насыпями и тоннелями). И развитие знаний начинает происходить не теоретически, а в основном – практически. 

Следующий шаг, который выгодно сделать, теперь зачастую виден на основании того, что уже практически достигнуто. В то же время теоретические знания в принципиальном отношении в этот период развиваются слабо – лучшие умы и силы переориентированы на прикладные задачи. 

Почему возникает техноскачок? Потому, что техносреда должна создать благоприятные условия, элементы которой постепенно придумываются. Но эти элементы проблематично реализовать из-за их сложности и трудности среды. Лишь когда эти элементы оказываются способны интегрально создать эффект преодоления трудности среды – лишь тогда преодолевается «барьер входа» всех этих элементов к практической жизни и начинается их лавинообразное внедрение. 

Тут можно провести условную аналогию со сборкой автомобиля – пока все детали не собраны в целый автомобиль – он не поедет. Но вот когда он поехал – можно планировать и перевозки саженцев на дачу, и путешествия в отпуск, и жизнь за городом с поездками на работу на авто и т.д.

Например, поддержание густой сети дорог в трудных условиях не окупается при низких технологиях – плотность населения низкая и влияние среды разрушительно. Но при массовом производстве поток товаров растёт, они дешевеют, дороги окупаются, плотность населения увеличивается и это добавляет выгоды дорогам. 

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.